Ассирийский царь Асархадон

Не могу не поделиться!

Этот рассказ Толстого почти не известен!  Он был написан   в 1903 году - более 100 лет назад!

Но актуален, как никогда! Очень хочется, чтобы его "пропустило" через СВОЕ СЕРДЦЕ как можно больше людей!

 

 

 

 

 

 

Лежа ночью на своей постели, царь Асархадон думал о том, как казнить Лаилиэ, когда вдруг услыхал подле себя шорох и, открыв глаза, увидал старца с длинной седой бородой и кроткими глазами.

- Ты хочешь казнить Лаилиэ? - спросил старец.

- Да, - отвечал царь. - Я только не придумал, какой казнью казнить его.

- Да ведь Лаилиэ это ты, - сказал старец.

- Это неправда, - сказал царь, - я - я, а Лаилиэ - Лаилиэ.

- Ты и Лаилиэ - одно, - сказал старец. - Тебе только кажется, что ты не Лаилиэ и Лаилиэ не ты.

- Как кажется? - сказал царь. - Я вот лежу на мягком ложе, вокруг меня покорные мне рабы и рабыни, и завтра я буду так же, как сегодня, пировать с моими друзьями, а Лаилиэ, как птица, сидит в клетке и завтра будет с высунутым языком сидеть на колу и корчиться до тех пор, пока издохнет и тело его не будет разорвано псами.

- Ты не можешь уничтожить его жизнь, - сказал старец.

- А как же те четырнадцать тысяч воинов, которых я убил и из тел которых я сложил курган? - сказал царь. - Я жив, а их нет; стало быть, я могу уничтожить жизнь.

- Почему ты знаешь, что их нет?

- Потому что я не вижу их. Главное же то, что они мучались, а я нет, им было дурно, а мне хорошо.

- И это тебе кажется. Ты мучал сам себя, а не их.

- Не понимаю, - сказал царь.

- Хочешь понять?

- Хочу.

- Подойди сюда, - сказал старец, указывая царю на купель, полную водой.

Царь встал и подошел к купели.

- Разденься и войди в купель.

Асархадон сделал то, что велел ему старец.

- Теперь, как только я начну лить на тебя эту воду, - сказал старец, зачерпнув воды в кружку, - окунись с головой.

Старец нагнул кружку над головой царя, и царь окунулся.

И только что царь Асархадон окунулся, он почувствовал себя уже не Асархадоном, а другим человеком. И вот, чувствуя себя этим другим человеком, он видит себя лежащим на богатой постели рядом с красавицей женщиной. Он никогда не видал этой женщины, но он знает, что это жена его. Женщина эта приподнимается и говорит ему: "Дорогой мой супруг Лаилиэ, ты устал от трудов вчерашнего дня и потому спал дольше обыкновенного, но я берегла твой покой и не будила тебя. Теперь же князья ожидают тебя в большой палате. Одевайся и выходи к ним".

И Асархадон, понимая из этих слов, что он - Лаилиэ, и не только не удивляясь этому, но удивляясь тому, что он до сих пор не знал этого, встает, одевается и идет в большую палату, где князья ожидают его.

Князья земным поклоном встречают своего царя Лаилиэ, потом встают и по его приказу садятся перед ним, и старший из князей начинает говорить о том, что нельзя долее терпеть всех оскорблений злого царя Асархадона и надо идти войной против него. Но Лаилиэ не соглашается с ним, а велит послать послов к Асархадону, чтобы усовестить его, и отпускает князей. После этого он назначает почтенных людей послами и внушает им подробно то, что они должны передать царю Асархадону.

Окончив эти дела, Асархадон, чувствуя себя Лаилиэм, выезжает в горы на охоту за дикими ослами. Охота удачна. Он сам убивает двух ослов и, возвратившись домой, пирует с своими друзьями, глядя на пляску невольниц.

На другой день, по обыкновению, он выходит на двор, где ожидают его просители, подсудимые и тяжущиеся, и решает представляемые ему дела. Окончив эти дела, он едет опять на любимую свою забаву - охоту. И в этот день ему удается самому убить старую львицу и захватить ее двух львенков. После охоты он опять пирует с своими друзьями, забавляясь музыкой и пляской, а ночь проводит с любимой женой своей.

Так живет он дни и недели, ожидая возвращения послов, отправленных к тому царю Асархадону, которым он был прежде. Послы возвращаются только через месяц и возвращаются с отрезанными носами и ушами.

Царь Асархадон велит сказать Лаилиэ, что то, что сделано с его послами, будет сделано и с ним, если он сейчас же не пришлет назначенную дань серебра, золота и кипарисового дерева и не приедет сам на поклон к нему.

Лаилиэ, бывший прежде Асархадоном, опять собирает князей и советуется с ними о том, что надо делать. Все в один голос говорят, что надо, не дожидаясь нападения Асархадона, идти на него войною. Царь соглашается и, становясь во главе войска, идет в поход. Поход продолжается 7 дней. Каждый день царь объезжает поиска и возбуждает мужество своих воинов. На 8-й день его войска сходятся с войсками Асархадона в широкой долине на берегу реки. Войска Лаилиэ храбро дерутся, но Лаилиэ, бывший прежде Асархадоном, видит, что враги, как муравьи, сбегаются с гор, затопляют долину и одолевают его войска, и бросается на своей колеснице в середину битвы, колет и рубит врагов. Но воинов Лаилиэ сотни, а Асархадона тысячи, и Лаилиэ чувствует, что он ранен и что его берут в плен.

Девять дней он с другими пленниками идет связанный среди воинов Асархадона. На 10-й день его приводят в Ниневию и сажают в клетку.

Лаилиэ страдает не столько от голода и раны, сколько от стыда и бессильной злобы. Он чувствует себя бессильным отплатить врагу за все зло, которое он терпит. Одно, что он может, это то, чтобы не доставить своим врагам радости видеть его страдания, и он твердо решил мужественно, без ропота, переносить все то, что с ним будет.

20 дней сидит он в клетке, ожидая казни. Он видит, как проводят на казнь его родных и друзей, слышит стоны казнимых, которым одним отрубают руки и ноги, с других с живых сдирают кожу, и не выказывают ни беспокойства, ни жалости, ни страха. Видит, как евнухи ведут связанную любимую жену его. Он знает, что ее ведут в рабыни к Асархадону. И он переносит и это без жалобы.

Но вот два палача отпирают клетку и, затянув ему ремнем руки за спиной, подводят его к залитому кровью месту казней. Лаилиэ видит острый окровавленный кол, с которого только что сорвали тело умершего на нем друга Лаилиэ, и догадывается, что кол этот освободили для его казни.

С него снимают одежду. Лаилиэ ужасается на худобу своего когда-то сильного красивого тела. Два палача подхватывают это тело за худые ляжки, поднимают и хотят опустить на кол.

- Сейчас смерть, уничтожение, - думает Лаилиэ и, забывая свое решение выдержать мужественно спокойствие до конца, рыдая, молит о пощаде. Но никто не слушает его.

- Да это не может быть, - думает он, - я, верно, сплю. Это сон. - И он делает усилие, чтобы проснуться. - Ведь я не Лаилиэ, я Асархадон, - думает он.

- Ты и Лаилиэ, ты и Асархадон, - слышит он какой-то голос и чувствует, что казнь начинается. Он вскрикивает и в то же мгновение высовывает голову из купели. Старец стоит над ним, выливая ему на голову последнюю воду из кружки.

- О, как ужасно мучался я! И как долго! - говорит Асархадон.

- Как долго? - говорит старец. - Ты только что окунул голову и тотчас опять высунул ее; видишь, вода из кружки еще не вся вылилась. Понял ли ты теперь?

Асархадон ничего не отвечает и только с ужасом глядит на старца.

- Понял ли ты теперь, - продолжает старец, - что Лаилиэ - это ты, и те воины, которых ты предал смерти - ты же.

И не только воины, но и те звери, которых ты убивал на охоте  и пожирал на своих пирах, были ты же.

Ты думал, что жизнь только в тебе, но я сдернул с тебя покрывало обмана, и ты увидал, что, делая зло другим, ты делал его себе!

Жизнь одна во всем, и ты проявляешь в себе только часть этой одной жизни. И только в этой одной части жизни, в себе, ты можешь улучшить или ухудшить, увеличить или уменьшить жизнь.

Улучшить жизнь в себе ты можешь только тем, что будешь разрушать пределы, отделяющие твою жизнь от других существ, будешь считать другие существа собою - любить их.

Уничтожить же жизнь в других существах не в твоей власти. Жизнь убитых тобою существ исчезла из твоих глаз, но не уничтожилась. Ты думал удлинить свою жизнь и укоротить жизнь других, но ты не можешь этого сделать.

Для жизни нет ни времени, ни места. Жизнь мгновения и жизнь тысячи лет, и жизнь твоя и жизни всех видимых и невидимых существ мира равны. Жизнь уничтожить и изменить нельзя, потому что она одна только и есть.

Все остальное нам только кажется.

Сказав это, старец исчез.

***

На другое утро царь Асархадон велел отпустить Лаилиэ и всех пленных и прекратил казни.

На третий день он призвал сына своего Ашурбанипала и передал ему царство, а сам сначала удалился в пустыню, обдумывая то, что узнал. А потом он стал ходить в виде странника по городам и селам, проповедуя людям, что жизнь одна и что люди делают зло только себе, когда хотят делать зло другим существам.

Лев Николаевич Толстой

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО.
С БЛАГОДАРНОСТЬЮ! АРИНА

Похожие статьи:

"А вы можете ответить на  этот вопрос?"

"Путешествие Души"

А что вы думаете?

Путешествие должно быть приятным!

Минута мудрости

Амфора. Притча


Буду благодарна за ваш комментарий к статье!

34 комментария к записи “Ассирийский царь Асархадон”

  1. Сколько мудрости. Такие вещи надо читать нашему правительству.

  2. Спасибо, прежде этого не читала. Очень совпадает с моим мироощущением.

  3. Олеся:

    Да, удивительно, что так много высказано в таком коротком рассказе… Мне вспомнился сборник арабских рассказов который я все время «собираюсь» прочесь. Там тоже удивительно изложены примеры считывания информации из нашего общего поля. При том, что когда они были написаны, никто не говорил об этом напрямую. Истина есть во все времена…

  4. Ничего себе, аж мороз по коже, тоже не знала этого произведения Толстого. Очень философское произведение. заставляет переосмыслить свои поступки. Спасибо, Ариш

  5. Спасибо, Олеся. Так и есть: Истина есть всегда.
    Вопрос лишь в том: открыты ей наши Сердца или нет?

  6. Спасибо, Арина! Мне интересно теперь, все это Толстой написал до отлучения от церкви или после?

  7. » делая зло другим, ты делал его себе…» — к сожалению, многие не понимают этого, и наш мир далек от совершенства.

  8. Искандер, судя по всему после отлучения 🙂

  9. Да, действительно, мудрый рассказ. Интересно, это пересказанная притча или замысел Льва Николаевича, который он намеренно поместил в древние времена…

  10. Тогда зря его отлучили 🙂

  11. Лев Толстой от этого не стал хуже 🙂
    Можно отлучить человека от Бога, который живет в церкви, но Бог, который в душе,все равно останется.

  12. Лариса, мне кажется, что — замысел. Но точно не знаю ))
    А по-большому счету, для меня это не так важно. Главное,- смысл.

  13. Елена Андреева:

    О таких вещах нужно говорить еще маленьким детям, когда они прутиком сбивают цветы и тягают кошек за хвосты. Мне всегда так больно смотреть на них и их родителей, которые смеются в этот момент, умиляясь действиями своего чада, ведь их самих в детстве тоже никто не научил, что нужно любить все живое и неживое, что нас окружает, ведь в мире все взаимосвязано

  14. Лена, я верю, что людей, которые придут к такому пониманию, будет все больше и больше.

  15. Мудрые мысли! Читать всем!

  16. Lada:

    Вот так мы и живём… Не догадываясь, что вредим в первую очередь себе… Я тоже не читала этот рассказ, Арина. Спасибо за него.

  17. Великолепный рассказ — заставляет задуматься о жизни в целом.Спасибо Арина,первый раз читаю его.В школе даже никогда не обмолвились о нем.

  18. Да, Лиза,такие произведения в школе не изучают ))

  19. Вот всем людям сегодня усвоить это золотое правило, что они делают зло себе, когда даже хотят сделать зло другим. может быть и жить бы стало легче?

  20. Герман:

    Странно, не только не читал этот рассказ, но и никогда о нем не слышал. Надеюсь, мы когда-нибудь станем такими же мудрыми, как этот старец.

  21. Очень сильный рассказ. Столько мудрости! Даже не знала, что Толстой и такие вещи писал.
    Я много думала над вопросом жизни-смерти-убийств-охоты. Например, у нас в Беларуси до сих пор существует смертная казнь. В Конституции, которая по идее является главным документом, прописано, что каждый человек имеет право на жизнь. В то же время этим правом пренебрегают, допуская смертную казнь. То есть одни люди законно убивают других людей, которые убили кого-то другого незаконно. Странно все это как-то и весьма спорно.

  22. Арина,привет! Сегодня у меня на сайте рекламировался твой сайт через Блог Ап программку….здорово!

  23. А вот именно такие произведения надо бы изучать в школе !

  24. Согласна, Мила, законы, установленные социумом не всегда соответствуют Законам Вселенной.
    Я уверена: Убийца всегда наказывает себя сам! Если человек выплескивает Зло наружу, значит,
    это же Зло разрушает его изнутри. И убийца и убитый всегда связаны незримой нитью.
    Может я и ошибаюсь, мне кажется, что в своих воплощениях мы проходили разный опыт:
    убивали сами, потом убивали нас. Возможно, и не раз. А расплата у всех разная.
    Для кого-то нет ничего страшнее душевных мук, от того,что он убил. Другому надо прочувствовать
    страх собственной смерти или потерю любимого человека, чтобы это осознать.
    Кто-то просто превращается в «живой, ходячий труп»
    Так или иначе, мы постепенно приходим к пониманию: «Жизнь -самая большая ценность! И мы не вправе отнимать ее у других»
    Только для этого нам потребуется не одно воплощение.

  25. О, Лиза, меня это радует! Хотелось бы посмотреть: как выглядит превьюшка моего сайта 🙂

  26. Наталья:

    Прекрасный рассказ. Ну а то что Толстова отлучили от церкви, так от Бога отлучить никто не мог. Вот и поведал он истину людям.

  27. Сколько мудрости и смысла в небольшом рассказе. Действительно — краткость сестра таланта. Согласен с Лидией, что такие произведения нужно изучать в школе. И читать не долго и поразмышлять есть над чем.

  28. Не знаю. Не сентиментален. Надо подумать. Лев Николаевич — талантлив, но в жизни думаю было по другому.

  29. «Люди делают зло только себе, когда хотят делать зло другим существам» — мы ведь даже не задумываемся об этом, убиваем все живое на нашей планете.

  30. Спасибо автору за интересную статью и полезную информацию. С новым годом!

  31. Леонид:

    Очень интересный рассказ!)

  32. Женя:

    Ребят, я дура. Я так и не поняла каким образом старец показал царю, что делая зло другим он делает его себе. Он же просто взял и превратил царя в этого человека. Это же не значит, что царь и есть вот этот человек. Пожалуйста, объясните для дебила.

  33. Женя, ну зачем же говорить так про себя. Просто, есть вещи, о которых вы пока еще не задумывались.:)
    Научные открытия доказывают: » Все есть Энергия!». Материя состоит из энергии, и ваше тело состоит из энергии.
    Абсолютно все, что вы можете наблюдать — это энергия. И этот Энергетический обмен происходит во Вселенной беспрерывно. У квантовых физиков есть научные объяснения и подтверждения этих фактов. Их много, но для восприятия они сложноваты (расчеты, формулы и т.д)
    Наш Ум не позволяет осознать это Единство , т.к мы все воспринимаем фрагментарно. И не можем прочувствовать связь с другими людьми (но от этого она не исчезает). Мы можем ее почувствовать, лишь когда находимся в измененном состоянии сознания ( т.е выходим за рамки своего Ума). Когда это случилось с царем Асархадоном, он смог это ощутить..
    Наши мысли и эмоции также поступают в «Общую Копилку Вселенной». И вы можете либо «загрязнять» ее, либо, наоборот, очищать.
    Это совсем короткий и простой ответ на ваш вопрос. Потому что, эта тема Очень Обширна!
    Посмотрите еще одну мою статью, если интересно.

  34. valdis:

    Арина, огромное спасибо за рекомендацию к прочтению этого рассказа. Я его раньше не читал. Многие люди знают о творчестве Льва Николаевича только то, что им рассказывают в школе, а этот взгляд на его творчество, да и на него самого не верен. Очень много произведений у Льва Николаевича, которые малоизвестны, но невероятно глубоки. И к сожалению так получается, что то, что рассказали в школе о Толстом отпугивает людей знакомиться с его творчеством дальше. Я настоятельно рекомендую его произведения написанные как минимум после 1880 года.

    В бесконечном мире существует только один…

Оставить комментарий