Выученная беспомощность. Что это? Часть 2

Чувство беспомощности…. Откуда оно возникает?

О,  в этом деле у нас много помощников!

Обучение начинают  любящие родители, бабушки и дедушки.

Никакого злого умысла. Боже упаси!  Все продиктовано  исключительно заботой о любимом ЧАДЕ!

А вдруг упадет? Устанет? Испугается? Переутомится? Что-нибудь не так сделает?

Да и вообще, что он может? Такой маленький!

Вот и "стелят соломку".

 

 

 

 

 

Большинство наших учебные заведений( начиная с садика) подхватывают эту эстафету. И весьма преуспевают...

 

 

 

 

 

 

 

 

Полет творчества и  фантазии рубится на корню.

Ни шага влево, ни шага вправо!

НИЗЗЗЯ!  Под "страхом  расстрела", пардон, двойки или несдачи сессии!

А потом бедные выпускники с "красными" и "синими" дипломами беспомощно тычатся в поисках работы.

Эсперименты ученых подтвердили,  что обучение "выученной беспомощности" происходит быстро.

Известный психиатр Вадим Ротенберг, занимающийся темой поисковой активности, привел примеры:

Людям давали решать задачи, которые не имели логического  решения.

Естественно, что каждая  такая попытка заканчивалась неудачей.

- Ну что же вы? Это же такая простая задача! Неужели опять не получилось?

В голосе экзаменатора слышалась легкая насмешка. И человек терялся.

После ряда неудачных попыток у людей появлялось чувство беспомощности, и неуверенности в своих силах. 

В конце концов, им давали довольно простую задачу. Но, решить её они уже не могли!

Вернее, даже не пытались!

Отношение к животным было намного менее гуманным.

Их помещали в клетку, по которой пропускали ток слабой силы. Каждый раз это были разные интервалы. Звери метались по клетке, пытаясь найти спасение. Но, поняв бессмысленность своих попыток,  уже не сопротивлялись, покорно ожидая следующего удара.

В результате, бедные животные расплачивались здоровьем. У них вылезала шерсть, происходили другие серьезные изменения в показателях крови и артериального давления.

Когда в клетку помещался рычаг, с помощью которого можно было отключить ток, животные уже не реагировали, смирившись со своей печальной участью.

И в то же время, животное, которое не имело такого жестокого опыта, легко находило рычаг, с помощью которого можно было отключить удары тока…

 

Чувство беспомощности возникает из – за ограниченности нашего мышления.

Одно дело, когда видишь  только 1-2 вариантов решения ситуации,  и все они не работают. И совсем другое, когда ты способен генерировать их беспрерывно. "Одно не получилось? Не страшно! У меня еще с десяток вариантов в запасе! И каждый по-своему хорош!"

Не всегда у нас хватает мудрости: не решать все за своих детей.  И учить их своим отношениям к неудачам.

Бывает, что  у человека с самых ранних лет  жизнь идет, как по маслу. Ни тебе проблем, ни особых сложностей.

Но,  вот когда они "нарисовываются  на горизонте" –  то для него это - "зверь непонятный и страшный".

Только "зарычит" – и сразу  паралич наступает. Возникает то самое чувство беспомощности.

Так что, постоянный успех и "сладкая жизнь", о которой мы так мечтаем, имеет и "другую сторону медали" – снижает нашу поисковую активность.

Кстати, очень многие руководители весьма преуспевают в  закладывании синдрома выученной беспомощности.

Довольно удобная позиция.

Приходит на работу новый  сотрудник.  Энергии и сил полно.

Что называется:  "Готов к труду! "(вторую часть про "Оборону" опускаю).

Во многих компаниях "Должностные обязанности"  - понятие весьма условное.

Зато практика, когда  ты "и жнец, и на дуде игрец!" -  весьма распространена.

Иногда человек просто физически не может "потянуть" нагрузку и качественно выполнить весь объем работ.

Чтобы не возмущался, ему усиленно вдалбливают мысль, что дело – в нем: в его неспособности планировать время и даже профпригодности. Со временем человек  приходит к выводу: " Со мною что- то не так!"

Есть еще один способ: "склеить ответственность" за результат. Например, в долгосрочных проектах при отсутствии строгого контроля  промежуточных этапов  работы (когда участвует много отделов, подразделений или субподрядчиков.)

Прорехи в собственном руководстве умело маскируется претензиями к людям, которые  неплохо работают. Но их полномочий не хватает, чтобы решать вопросы, которые должно решать начальство или собственник бизнеса.

А человеку насаждается чувство вины и чуть ли не единичной ответственности за  весь результат.

Даже если  он понимает несправедливость таких обвинений,  все равно начинает испытывать неуверенность в собственных действиях.

Чаще  переживает: "Может,  и правда я - такой плохой специалист?"  Трудится  все  усерднее. Не просит прибавки.

А руководителю выгодно:  подчиненный вкалывает изо всех сил за невысокую зарплату. И всегда есть на кого свалить собственные погрешности в руководстве.

Опытные манипуляторы используют разные способы воздействия:

Одни любят покричать: "Сплошные идиоты собрались! Никто нормально работать не может!"

Другие говорят  спокойно, но так, что человек готов "работать день и ночь", лишь бы доказать, что он что-то стоит!

Третьи использует "метод кнута и пряника". Сегодня  ты – любимый сотрудник, а завтра  чуть ли не главный   враг компании.

Длительное существование в таких условиях приводит к тому, что даже профессиональный сотрудник может потерять уверенность в своих силах и возможностях. "Комплекс неполноценности" в нем успешно взращен.

Он теряет тягу к Творчеству (а оно есть в любой работе) и к  инициативе! Понимая, что  кроме дополнительных шишек ничего не получит, действует только в заданных рамках.

Зато руководителю удобно: работник не будет лишний раз "качать права", просить прибавки. Не побежит в другую компанию, т.к уже  не уверен в себе.  А когда истощится энергетически,  можно искать нового!

Конечно, далеко не всякий человек после такой "школы" будет испытывать чувство неполноценности. Все- таки у большинства из нас выработался  неплохой иммунитет к манипуляторам.

Но  серьезный  базис для подпитки  собственной неуверенности будет непременно заложен, и отразится  на его дальнейшей жизни.

Я не буду сейчас поднимать тему, что такой подход на самом деле губителен для любой компании. Но владельцы бизнеса или ведущие ТОП- менеджеры далеко не всегда задумываются над  долгосрочными прогнозами последствий такого отношения к людям.

 

Уже давно замечено: даже  при самых серьезных заболеваниях или ситуациях люди, избегающие чувства беспомощности или безнадежности, выживают намного чаще. И, наоборот.

Поисковая активность, о которой я писала в статье "Чем опасно чувство беспомощности?"  повышает иммунитет человека и его сопротивляемость болезням. Она очень сильно влияет на его жизнь, на его успехи и неудачи, его общий жизненный тонус.

Но, кто знает, может  быть "синдром выученной беспомощности" нам тоже нужно испытать? Хотя бы раз!  И прочувствовав этот опыт, больше уже к нему не возвращаться.

Как сказал Пифагор: "Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы в него не падало горьких слез".

 

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО.

С БЛАГОДАРНОСТЬЮ! АРИНА

 


Буду благодарна за ваш комментарий к статье!

23 комментария к записи “Выученная беспомощность. Что это? Часть 2”

  1. У кого как. Я бы не сказал, что это чувство быстро проходит.

  2. Юлия:

    Вы очень точно изложили этиологию появления синдрома беспомощности. Иногда бывает сложно выбраться из подобного тупика

  3. Антон:

    наша система образования еще и карает за ошибки, на которых по идее учатся. изза этого многме боятся открывать свое дело под страхом неудачи.

  4. Елена:

    Да, я сталкиваюсь иногда с ощущением беспомощности. Я думаю, такое ощущение формирует и наша неуверенность в себе и страх сделать шаг. Очень интересно было прочитать о том как на нас влияют манипуляторы — об этом не задумываешься, но это действительно так. Спасибо, очень полезная статья.

  5. Милена:

    Согласна с автором, из -за ограниченного мышления люди забивают себя в рамки, в последствии чувство беспомощности заполоняет все мысли и человек теряет рвение к чему-либо.

  6. Жестокие опыты…, но полезны тем, что нужно тренировать способность быстро ориентироваться в определенных ситуациях

  7. Согласен с автором, этому нас учат с детства. Особенно это касается младших детей в семье, их постоянно жалеют, защищают и в итоге что мы видим.

  8. Виктор Муратов:

    Отличная статья. Государство своей рабской системой образования с детства уродует людей, а потом эти изуродованные люди уродуют государство в котором живут.

  9. Мы с первым мужем развелись, когда мои дети еще были маленькие и мне приходилось много работать. Но, что удивительно, мои дети выросли самостоятельными и ответственными детьми. Несмотря ни на что, я с ними не потеряла духовную связь и они между собой очень дружны и готовы помочь всем, если будет нужно. Поэтому. мой вывод, что нужно обязательно давать больше самостоятельности детям, чтобы потом им было легче адаптироваться в жизни.

  10. Проработав длительное время в педагогике насмотрелась, и на сверхозабоченных родителей, и наоборот, чересчур требовательных и придирчивых. Как тяжело было потом раскрепощать детей и вселять в них уверенность в своих силах. Приходилось и с родителями индивидуально работать, вот где начинались самые большие проблемы, они просто не слышали, а вернее, слышать не хотели, что они подавляют своих детей, не дают им развиваться. Да, и проблемных педагогов хватало…

  11. Вы правы, Светлана. Это обязательно нужно делать. Хотя, когда они маленькие, так хочется помочь.
    Но я сдерживала и себя, и мужа. У него позиция оберегающего была даже сильнее, чем у меня. Наверное, потому что — дочка.
    Очень переживала в некоторых ситуациях, но знала, что так правильно! Дочка выросла. Самостоятельность в ней проявилась очень рано.
    Меня это всегда очень удивляло.

  12. Да, как бы не хотелось мне оказаться в такой ситуации, чтобы испытать синдром вынужденной беспомощности.

  13. Татьяна:

    Вы правы-иногда бывает беспомощность и опускаются руки.Очень важно в такие моменты находить в себе силы и не думать о безнадежности и безвыходности.

  14. injnnak:

    Вообще очень трудно выбраться из того, что нам навязали родители, школа, общество. Но если хочешь жить по другому, то нужно постараться выбраться

  15. Алена С:

    Действительно — это настоящая проблема для многих. Так люди привыкают к своей беспомощности, что быстро впадают в уныние и уже ничего не предпринимают в сложных ситуациях, а ждут, когда как-нибудь само все «рассосется». Печально, что свой «опыт беспомощности» передают своим детям. Но человеку еще и удобно так жить — иначе надо брать на себя ответственность, а тут за него уже кто-то взял такой груз. Так что — все зависит от человека.

  16. Николай:

    Согласен из -за ограниченного мышления люди забивают себя в рамки, в последствии чувство беспомощности заполоняет все мысли и человек теряет рвение к чему-либо.Вовремя все это заметить необходимо, дабы помочь.

  17. Владимир:

    Беспомощность могут испытывать только слабые духом люди. Благодарю Вас за интересную статью!

  18. Любовь:

    Абсолютно согласна с термином «выученной беспомощности» или как там.
    Подобное я испытала в начальной школе. Придя в первый класс я уже свободно читала, знала счет, основы сложения. Не улыбайтесь… Это был далекий 1969-й год. Дети в школу приходили как чистый лист, тогда не проводили тестирования на счет того, что дите умеет и знает.
    Первые два класса я училась хорошо, год заканчивала с грамотами, потому что учить-то ничего не надо было. Я это все ЗНАЛА. Но вот самое интересное началось позже, когда нужно было изучать НОВОЕ. а работать-то я не привыкла…
    Для меня было шоком, то, что я не могу что-то понять или запомнить. Меня оставляли после уроков, чтобы учить таблицу умножения, например(зато я ее до сих пор помню, в отличии от моей дочери).
    В подобной ситуации, наверное, легко может развиться какой-либо комплекс. И нужна помощь извне, чтобы со всем этим справиться.

  19. Людмила:

    Здравствуйте, хочу вам сделать подарок- идеальный помощник любому бизнесу.
    Компания представляет видеоинструменты. Аналога им нет! Это новейшие технологии и стратегии ведения любого бизнеса. Компания занимает самые высокие рейтинговые позиции на рынке разработки новейших технологий и прямых продаж. Для тех кто ищет работу- есть потрясающий, продуманный до мелочей, компенсационный план. В компании заложено глобальное будущее. Замечательная система обучения. Выплаты мгновенные, не связанные с виртуальными денежными системами. Это новый подход к бизнесу, с учетом всех требований современного потребителя 21 века.
    Skype: boichencoo

  20. Считаю, что хотя бы непродолжительный опыт «синдрома выученной беспомощности» у человека должен быть. Без него любая «карта» будет весьма неправдоподобной.

  21. Искандер, мне кажется, мы все получаем такой опыт: в большей или меньшей степени. И в детстве, и будучи взрослыми.
    Я думаю , что ничего в этом страшного нет, так как получив такой опыт мы можем сделать выводы и в следующий раз действовать иначе.
    Просто кто-то усваивает урок за раз, а кому- то требуется больше времени.

  22. Синдром беспомощности — поломанная детская жизнь. Многое человек потом не сможет достигнуть.

  23. Согласна, Елена. Все наши проблемы «родом из детства»

Оставить комментарий