Чувство беспомощности…. Откуда оно возникает?
О, в этом деле у нас много помощников!
Обучение начинают любящие родители, бабушки и дедушки.
Никакого злого умысла. Боже упаси! Все продиктовано исключительно заботой о любимом ЧАДЕ!
А вдруг упадет? Устанет? Испугается? Переутомится? Что-нибудь не так сделает?
Да и вообще, что он может? Такой маленький!
Вот и "стелят соломку".
Большинство наших учебные заведений( начиная с садика) подхватывают эту эстафету. И весьма преуспевают...
Полет творчества и фантазии рубится на корню.
Ни шага влево, ни шага вправо!
НИЗЗЗЯ! Под "страхом расстрела", пардон, двойки или несдачи сессии!
А потом бедные выпускники с "красными" и "синими" дипломами беспомощно тычатся в поисках работы.
Эсперименты ученых подтвердили, что обучение "выученной беспомощности" происходит быстро.
Известный психиатр Вадим Ротенберг, занимающийся темой поисковой активности, привел примеры:
Людям давали решать задачи, которые не имели логического решения.
Естественно, что каждая такая попытка заканчивалась неудачей.
- Ну что же вы? Это же такая простая задача! Неужели опять не получилось?
В голосе экзаменатора слышалась легкая насмешка. И человек терялся.
После ряда неудачных попыток у людей появлялось чувство беспомощности, и неуверенности в своих силах.
В конце концов, им давали довольно простую задачу. Но, решить её они уже не могли!
Вернее, даже не пытались!
Отношение к животным было намного менее гуманным.
Их помещали в клетку, по которой пропускали ток слабой силы. Каждый раз это были разные интервалы. Звери метались по клетке, пытаясь найти спасение. Но, поняв бессмысленность своих попыток, уже не сопротивлялись, покорно ожидая следующего удара.
В результате, бедные животные расплачивались здоровьем. У них вылезала шерсть, происходили другие серьезные изменения в показателях крови и артериального давления.
Когда в клетку помещался рычаг, с помощью которого можно было отключить ток, животные уже не реагировали, смирившись со своей печальной участью.
И в то же время, животное, которое не имело такого жестокого опыта, легко находило рычаг, с помощью которого можно было отключить удары тока…
Чувство беспомощности возникает из – за ограниченности нашего мышления.
Одно дело, когда видишь только 1-2 вариантов решения ситуации, и все они не работают. И совсем другое, когда ты способен генерировать их беспрерывно. "Одно не получилось? Не страшно! У меня еще с десяток вариантов в запасе! И каждый по-своему хорош!"
Не всегда у нас хватает мудрости: не решать все за своих детей. И учить их своим отношениям к неудачам.
Бывает, что у человека с самых ранних лет жизнь идет, как по маслу. Ни тебе проблем, ни особых сложностей.
Но, вот когда они "нарисовываются на горизонте" – то для него это - "зверь непонятный и страшный".
Только "зарычит" – и сразу паралич наступает. Возникает то самое чувство беспомощности.
Так что, постоянный успех и "сладкая жизнь", о которой мы так мечтаем, имеет и "другую сторону медали" – снижает нашу поисковую активность.
Кстати, очень многие руководители весьма преуспевают в закладывании синдрома выученной беспомощности.
Довольно удобная позиция.
Приходит на работу новый сотрудник. Энергии и сил полно.
Что называется: "Готов к труду! "(вторую часть про "Оборону" опускаю).
Во многих компаниях "Должностные обязанности" - понятие весьма условное.
Зато практика, когда ты "и жнец, и на дуде игрец!" - весьма распространена.
Иногда человек просто физически не может "потянуть" нагрузку и качественно выполнить весь объем работ.
Чтобы не возмущался, ему усиленно вдалбливают мысль, что дело – в нем: в его неспособности планировать время и даже профпригодности. Со временем человек приходит к выводу: " Со мною что- то не так!"
Есть еще один способ: "склеить ответственность" за результат. Например, в долгосрочных проектах при отсутствии строгого контроля промежуточных этапов работы (когда участвует много отделов, подразделений или субподрядчиков.)
Прорехи в собственном руководстве умело маскируется претензиями к людям, которые неплохо работают. Но их полномочий не хватает, чтобы решать вопросы, которые должно решать начальство или собственник бизнеса.
А человеку насаждается чувство вины и чуть ли не единичной ответственности за весь результат.
Даже если он понимает несправедливость таких обвинений, все равно начинает испытывать неуверенность в собственных действиях.
Чаще переживает: "Может, и правда я - такой плохой специалист?" Трудится все усерднее. Не просит прибавки.
А руководителю выгодно: подчиненный вкалывает изо всех сил за невысокую зарплату. И всегда есть на кого свалить собственные погрешности в руководстве.
Опытные манипуляторы используют разные способы воздействия:
Одни любят покричать: "Сплошные идиоты собрались! Никто нормально работать не может!"
Другие говорят спокойно, но так, что человек готов "работать день и ночь", лишь бы доказать, что он что-то стоит!
Третьи использует "метод кнута и пряника". Сегодня ты – любимый сотрудник, а завтра чуть ли не главный враг компании.
Длительное существование в таких условиях приводит к тому, что даже профессиональный сотрудник может потерять уверенность в своих силах и возможностях. "Комплекс неполноценности" в нем успешно взращен.
Он теряет тягу к Творчеству (а оно есть в любой работе) и к инициативе! Понимая, что кроме дополнительных шишек ничего не получит, действует только в заданных рамках.
Зато руководителю удобно: работник не будет лишний раз "качать права", просить прибавки. Не побежит в другую компанию, т.к уже не уверен в себе. А когда истощится энергетически, можно искать нового!
Конечно, далеко не всякий человек после такой "школы" будет испытывать чувство неполноценности. Все- таки у большинства из нас выработался неплохой иммунитет к манипуляторам.
Но серьезный базис для подпитки собственной неуверенности будет непременно заложен, и отразится на его дальнейшей жизни.
Я не буду сейчас поднимать тему, что такой подход на самом деле губителен для любой компании. Но владельцы бизнеса или ведущие ТОП- менеджеры далеко не всегда задумываются над долгосрочными прогнозами последствий такого отношения к людям.
Уже давно замечено: даже при самых серьезных заболеваниях или ситуациях люди, избегающие чувства беспомощности или безнадежности, выживают намного чаще. И, наоборот.
Поисковая активность, о которой я писала в статье "Чем опасно чувство беспомощности?" повышает иммунитет человека и его сопротивляемость болезням. Она очень сильно влияет на его жизнь, на его успехи и неудачи, его общий жизненный тонус.
Но, кто знает, может быть "синдром выученной беспомощности" нам тоже нужно испытать? Хотя бы раз! И прочувствовав этот опыт, больше уже к нему не возвращаться.
Как сказал Пифагор: "Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы в него не падало горьких слез".
ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО.
С БЛАГОДАРНОСТЬЮ! АРИНА
У кого как. Я бы не сказал, что это чувство быстро проходит.
Вы очень точно изложили этиологию появления синдрома беспомощности. Иногда бывает сложно выбраться из подобного тупика
наша система образования еще и карает за ошибки, на которых по идее учатся. изза этого многме боятся открывать свое дело под страхом неудачи.
Да, я сталкиваюсь иногда с ощущением беспомощности. Я думаю, такое ощущение формирует и наша неуверенность в себе и страх сделать шаг. Очень интересно было прочитать о том как на нас влияют манипуляторы — об этом не задумываешься, но это действительно так. Спасибо, очень полезная статья.
Согласна с автором, из -за ограниченного мышления люди забивают себя в рамки, в последствии чувство беспомощности заполоняет все мысли и человек теряет рвение к чему-либо.
Жестокие опыты…, но полезны тем, что нужно тренировать способность быстро ориентироваться в определенных ситуациях
Согласен с автором, этому нас учат с детства. Особенно это касается младших детей в семье, их постоянно жалеют, защищают и в итоге что мы видим.
Отличная статья. Государство своей рабской системой образования с детства уродует людей, а потом эти изуродованные люди уродуют государство в котором живут.
Мы с первым мужем развелись, когда мои дети еще были маленькие и мне приходилось много работать. Но, что удивительно, мои дети выросли самостоятельными и ответственными детьми. Несмотря ни на что, я с ними не потеряла духовную связь и они между собой очень дружны и готовы помочь всем, если будет нужно. Поэтому. мой вывод, что нужно обязательно давать больше самостоятельности детям, чтобы потом им было легче адаптироваться в жизни.
Проработав длительное время в педагогике насмотрелась, и на сверхозабоченных родителей, и наоборот, чересчур требовательных и придирчивых. Как тяжело было потом раскрепощать детей и вселять в них уверенность в своих силах. Приходилось и с родителями индивидуально работать, вот где начинались самые большие проблемы, они просто не слышали, а вернее, слышать не хотели, что они подавляют своих детей, не дают им развиваться. Да, и проблемных педагогов хватало…
Вы правы, Светлана. Это обязательно нужно делать. Хотя, когда они маленькие, так хочется помочь.
Но я сдерживала и себя, и мужа. У него позиция оберегающего была даже сильнее, чем у меня. Наверное, потому что — дочка.
Очень переживала в некоторых ситуациях, но знала, что так правильно! Дочка выросла. Самостоятельность в ней проявилась очень рано.
Меня это всегда очень удивляло.
Да, как бы не хотелось мне оказаться в такой ситуации, чтобы испытать синдром вынужденной беспомощности.
Вы правы-иногда бывает беспомощность и опускаются руки.Очень важно в такие моменты находить в себе силы и не думать о безнадежности и безвыходности.
Вообще очень трудно выбраться из того, что нам навязали родители, школа, общество. Но если хочешь жить по другому, то нужно постараться выбраться
Действительно — это настоящая проблема для многих. Так люди привыкают к своей беспомощности, что быстро впадают в уныние и уже ничего не предпринимают в сложных ситуациях, а ждут, когда как-нибудь само все «рассосется». Печально, что свой «опыт беспомощности» передают своим детям. Но человеку еще и удобно так жить — иначе надо брать на себя ответственность, а тут за него уже кто-то взял такой груз. Так что — все зависит от человека.
Согласен из -за ограниченного мышления люди забивают себя в рамки, в последствии чувство беспомощности заполоняет все мысли и человек теряет рвение к чему-либо.Вовремя все это заметить необходимо, дабы помочь.
Беспомощность могут испытывать только слабые духом люди. Благодарю Вас за интересную статью!
Абсолютно согласна с термином «выученной беспомощности» или как там.
Подобное я испытала в начальной школе. Придя в первый класс я уже свободно читала, знала счет, основы сложения. Не улыбайтесь… Это был далекий 1969-й год. Дети в школу приходили как чистый лист, тогда не проводили тестирования на счет того, что дите умеет и знает.
Первые два класса я училась хорошо, год заканчивала с грамотами, потому что учить-то ничего не надо было. Я это все ЗНАЛА. Но вот самое интересное началось позже, когда нужно было изучать НОВОЕ. а работать-то я не привыкла…
Для меня было шоком, то, что я не могу что-то понять или запомнить. Меня оставляли после уроков, чтобы учить таблицу умножения, например(зато я ее до сих пор помню, в отличии от моей дочери).
В подобной ситуации, наверное, легко может развиться какой-либо комплекс. И нужна помощь извне, чтобы со всем этим справиться.
Здравствуйте, хочу вам сделать подарок- идеальный помощник любому бизнесу.
Компания представляет видеоинструменты. Аналога им нет! Это новейшие технологии и стратегии ведения любого бизнеса. Компания занимает самые высокие рейтинговые позиции на рынке разработки новейших технологий и прямых продаж. Для тех кто ищет работу- есть потрясающий, продуманный до мелочей, компенсационный план. В компании заложено глобальное будущее. Замечательная система обучения. Выплаты мгновенные, не связанные с виртуальными денежными системами. Это новый подход к бизнесу, с учетом всех требований современного потребителя 21 века.
Skype: boichencoo
Считаю, что хотя бы непродолжительный опыт «синдрома выученной беспомощности» у человека должен быть. Без него любая «карта» будет весьма неправдоподобной.
Искандер, мне кажется, мы все получаем такой опыт: в большей или меньшей степени. И в детстве, и будучи взрослыми.
Я думаю , что ничего в этом страшного нет, так как получив такой опыт мы можем сделать выводы и в следующий раз действовать иначе.
Просто кто-то усваивает урок за раз, а кому- то требуется больше времени.
Синдром беспомощности — поломанная детская жизнь. Многое человек потом не сможет достигнуть.
Согласна, Елена. Все наши проблемы «родом из детства»