У каждого из нас свой, Уникальный Способ Познания Мира.
Здесь можно провести аналогию с приготовлением борща.
У всех хозяек он получается по-разному- в зависимости от их предпочтений!
Все зависит от того:
Какие ингредиенты , и в каких пропорциях она берет?
Иначе говоря: "Зависит от информации, которая попала в "фокус вашего внимания"
В какой последовательности и сочетаниях кладет продукты. Сколько времени занимает процесс варки?
Иначе говоря:" Как эта информация сортируется и структурируется вашим мозгом?"
В каком виде подает это блюдо на стол?
Иначе говоря: " Как вы доносите информацию до других людей?"
За " подачу блюда", отвечают РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ.
В НЛП выделяют три Основные Репрезентативные Системы:
ВИЗУАЛЬНУЮ
АУДИАЛЬНУЮ
КИНЕСТЕТИЧЕСКУЮ
P.S. Все, что связано с Обонянием и Осязанием часто относят к Кинестетической Системе.
Как правило, одна из Реп.Систем является ведущей, но может со временем меняться ( все дети при рождении - кинестетики, а потом у них может начать преобладать другая система).
Естественно, в каждом человеке есть всего понемногу. Бывает, что в равной степени проявлены сразу 2 репрезентативные системы.
От названий репрезентативных систем и пошло выражение: АУДИАЛЫ, ВИЗУАЛЫ, КИНЕСТЕТИКИ .
Есть еще одна категория людей, которых называют ДИГИТАЛАМИ .
Дигиталы уважают "язык цифр". И склонны все анализировать . Они рациональны, предпочитают во всем функциональность, логику и четкость, внимательны к деталям.
Слова, характеризующие эту систему: понять, обдумать, оценить, доказать, убедительно, соглашаться, знать, правильно, объяснить, проанализировать , верить и т.д.
Дигитальная модальность Не относится к сенсорным репрезентативным системам.
В отличие от них, она не связана с областью чувств и ощущений, а обращена к логическими умозаключениями и выводами.
Время от времени каждый из нас обращается к ней (например, складывая или умножая числа и т.д). Есть люди, у которых она очень выражена очень ярко.
Чем же отличаются Визуалы, Аудиалы и Кинестетики?
ВИЗУАЛЫ.
Все движения руками у людей этого типа сосредоточены в верхней трети тела.
Они склонны к активному жестикулированию.
Обладают быстрой речью, имеют более высокий тембр голоса и поверхностное дыхание.
Визуалы мыслят Образами и хорошо запоминают их.
Визуалы – «люди пространства», и склонны закреплять и «охранять свою территорию». Когда они заходят в помещение, то в первую очередь внимательно осматривают его. После чего стараются выбрать место, имеющее хороший обзор и больше свободного пространства.
Для них важно - видеть картину целиком. Визуалы имеют хорошую зрительную память.
Прежде, чем что-то вспомнить, им нужно сначала увидеть картинку.
Люди, у которых развита эта репрезентативная система, любят что-то штриховать, обводить или просто рисовать какие-либо рисунки.
Они довольно внимательны к своему внешнему виду и окружению.
Им важно, чтобы было красиво.
Именно поэтому визуал – это тот человек, который обязательно обратит внимание на то, как одет его собеседник.
Эти люди довольно внимательны, имеют хорошую зрительную память и любят сравнивать ( например, один образ с другим).
Вычислить визуала можно по словам, которые он чаще употребляет:
Посмотреть, обзор, красиво, далеко, блестящий, точка зрения , ослеплять, прозревать, вспыхнул , показался и т.п.
АУДИАЛЫ
У этих людей жесты более плавные, и сосредоточены на средней линии тела.
Дыхание – диафрагмальное и ровное (по сравнению с визуалами).
Голос обладает хорошим диапазоном и артикуляцией.
Темп и ритм речи спокойные, с плавными переходами.
Для аудиала главное - Услышать.
Именно поэтому, он легко вспоминает звуки, хорошо распознает голоса, без труда узнает человека по походке, быстро изучает иностранные языки. Среди аудиалов много музыкантов.
Все, что связано с запоминанием картинок и образов, аудиалам дается сложнее.
Звук - вот, что для них несет основную информацию.
Поэтому в их речи чаще звучат слова:
Услышать, рассказывать, свистеть, громкий, скрипучий, глухой, немой, гулкий, беззвучный и тому подобные.
Кинестетики
Кинестетики - люди "чувств", и мир они воспринимают через эмоции, тактильные ощущения, запахи, физические ощущения.
Как правило, у них более глубокое дыхание.
Спокойный, низкий, даже грудной голос.
Размеренный или даже медленный темп речи. Жесты, в основном, на уровне нижней трети тела.
Кинестетикам трудно скрыть свои эмоции, поэтому глаза, которые могут "выдать" их, часто опущены.
Для них большую роль играет их Внутренний Мир, в который они допускают очень немногих.
Комфорт - это то, без чего кинестетики не могут жить.
Поэтому удобство для них всегда выходит на первый план!
Массаж, поглаживания, любые прикосновения, тактильные ощущения - важная составляющая их жизни.
При выборе одежды кинестетик в первую очередь обращает внимание на удобство, качество ткани, как она соприкасается с телом. Красота уходит на второй план.
Большое значение кинестетики придают еде, а именно своим вкусовым ощущениям. Среди них довольно встречаются часто встречаются чревоугодники.
Любые эмоциональные встряски кинестетик любит "заедать" .
Переживания у них обычно сильные, на уровне физических ощущений. Таких людей легко вывести из равновесия.
В лексиконе кинестетиков можно встретить слова:
чувствовать, ощущать, заострить внимание, прикоснуться, потрогать, тяжелый характер, уловить суть, сердитый, мокрый, шершавый, жаркий, невыносимо и тому подобное.
Когда мы общаемся друг с другом, нам кажется, что собеседник должен понимать нас буквально. На самом деле это не совсем так.
У людей с разной репрезентативной системой слова могут нести разную смысловую нагрузку.
При слове «комфорт», кинестетик может почувствовать в теле приятное расслабление, визуал представить себя, лежащим в шезлонге, аудиал услышать звуки моря.
Приведенный пример достаточно условный. Но факт остается фактом:
Когда мы что-то обсуждаем, нужно помнить о том, что представления об одном и том же предмете у людей может очень отличаться.
Если вы хотите "донести свою мысль" до человека, разговаривайте с ним "на его языке". Используйте слова его репрезентативной системы. Хороший коммуникатор всегда применяет такой подход:
- Визуалу нужно больше показывать. Ему важно, чтобы было Красиво и Наглядно.
- Кинестетику обязательно дать потрогать, погладить, сделать Акцент на Удобстве.
- Аудиалу больше рассказывать, использовать при общении его "любимые фразы": "Рад Вас слышать", "Мы с вами в прошлый раз обсуждали", "Эта мысль прекрасно звучит", "У вас такой мелодичный голос" и т.д
Великие классики отличались удивительной способностью использовать в своих произведениях слова Всех Репрезентативных Систем примерно в равных пропорциях! Поэтому, они нашли "путь к сердцам" многих людей!
Вы можете определить свою ведущую репрезентативную систему по тесту.
Ведущая репрезентативная система может меняться в зависимости от Условий, Контекста, или благодаря специальной Тренировке. Если вы, например, поняли, что вы - явный визуал (кстати, таких много), то было бы неплохо, развить ту систему, которая у вас не сильно включена. Вы получите Дополнительные Преимущества.
Люди с ведущей Аудиальной системой, легко и быстро запоминают иностранные языки.
Наша система образования ( в изучении иностранных языков)больше ориентирована на Визуальную систему.
В результате, большинство выпускников школ и даже вузов, не могут свободно изъясняться на иностранном языке и воспринимать его на слух. Хотя, ни для кого не секрет, что на языке надо в первую очередь говорить ( маленькие дети так и делают), а все равно, " воз и ныне там".
После эксперимента в школе, исследователи сделали еще один интересный вывод:
Проблемы с грамотностью чаще всего встречались среди детей - аудиалов!
Это было связано с тем, что ребенок сначала проговаривал про себя слово (которое отличалось по своему звучанию), а потом уже его писал. Определенные упражнения по развитию визуальной системы у таких детей помогли довольно быстро справиться с этой проблемой.
Лично мне, для того, чтобы запомнить написание иностранного слова, очень важно его написать ( срабатывает кинестетическая память мышц). А вот при определении правильности написания,подключается визуальная память. Причем, обе системы у меня развиты одинаково хорошо. В зависимости от ситуации включается то одна, то другая ( иногда сразу обе 🙂 )
Аудиалы. Визуалы. Кинестики не всегда понимают друг друга с первого раза.
Посмотрите замечательное видео в тему этой статьи! И делайте выводы 🙂
Потренируйтесь немного. И попробуйте определить:
кто здесь аудиал, визуал и кинестетик:
************************
- Смотри, какое необыкновенное небо сегодня, какие большие мерцающие звезды! А вон там , видишь, - созвездие Большой Медведицы.
***********************
- Послушайте! Ну сколько можно вам говорить: "Сделайте звук тише!"
-Невозможно спать при таком грохоте.
***********************
- Как легко и свободно я себя чувствую! Уже давно не припомню такого парящего ощущения!
Анекдот от "Дигитала":
После публикации американцами сенсационных снимков темной поверхности Луны с изображением построек лунной цивилизации международная комиссия объявила, что та страна, которая первая предоставит доказательства наличия цивилизации на Луне, получит исключительное право на использование лунной поверхности. Участвовать согласились китайцы, американцы и русские.
Китайская ракета до Луны не долетела.
Американцы привезли с Луны огромный камень, утверждая, что это плоды жизнедеятельности лунной цивилизации. Комиссия, изучив камень, кроме следов жизнедеятельности самих космонавтов, ничего не обнаружила.
Русские же решили сэкономить и отослали на рассмотрение коммисии автомобиль "Ока" с ручным управлением.
Комиссия, изучив устройство неизвестной техники, присудила победу России, выяснив, что данный аппарат предназначен для существ размером с собаку с семью конечностями и может передвигаться только при лунной гравитации.************************
Еще один Анекдот в тему: Влюбленные гуляют по берегу красивого озера, в котором плавают лебеди.
Девушка долго наслаждается великолепной парой лебедей. А затем спрашивает молодого человека: "А хотел бы ты стать большим и белым лебедем ? Это так красиво!
Парень кривит рот: ""Да ты что! Голым задом и воду?"
Продолжение статьи:
Аудиал. Визуал. Кинестетик. Тест
ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО.
С БЛАГОДАРНОСТЬЮ! АРИНА
Статьи по теме: Ричард Бендлер и его умение убеждать людей
Понравился сайт. Отличная тема.
Мне кажется, что большинство людей, все таки, представляют собой смешанные типы.
Согласна, так и есть. Только у кого-то , к примеру,
соотношение 45%-45%-10%
А у кого-то 60%-30%-10%.
Те. во втором случае одна из систем является ведущей,
а в первом случае две системы равноценны.
Я понял, что я-визуал!Хотя и немного кинестетик!
А у меня подозрение, что присутствуют примерно в равной степени все три системы 🙂
Искандер, если вы в равной степени аудиал-визуал и кинестетик, могу вас поздравить 🙂
Такие люди встречаются не часто. Кстати, гениальные писатели в своих произведениях соблюдают этот баланс.
Не случайно, их творения находят у людей такой отклик.
Конечно, у всех нас работают все 3 репрезентативные системы.
Другое дело, что чаще всего мы не используем их в равной степени.
Это очень легко проверяется. Можно сделать это упражнение самому ( записав себя на диктофон).
Можно попросить 3-их друзей ( но для этого они должны знать немного теории).
Расскажите им какую- нибудь историю , например, как вы отдыхали в отпуске.
Первый человек должен выписывать из вашего рассказа все слова, относящиеся к визуальной модальности.
Второй- к аудиальной.
Третий — к кинестетической.
И потом посчитайте в процентах. И вы увидите, что преобладает.
Это- условные величины. В другом контексте могут быть другие цифры.Но в общем, тенденция прослеживается.
Я делала неоднократно, у меня явно преобладает визуальная и кинестическая системы.
Арина, спасибо, попробую. Самому интересно. Когда то тоже преобладала кинестетика и визуальный канал. Но в последнее время много работаю со звуком. Очень сильно обострился слух. Иной раз слышу то, чего не следовало бы 🙂
Я, наверное, все-таки больше визуал, хотя и от кинестетика тоже много. Заметила, что лучше всего запоминаю что-то, если вижу перед собой картинку. И когда лекции читаю студентам — если есть картинка, то так все легко получается. Наверное, надо больше работать со звуком, чтобы усилить этот канал. Кстати, иностранные языки и музыка мне всегда давались трудно 🙁
Здравствуйте Арина,статья замечательная,а главное написана простым и доходчивым языком,где все понятно,впрочем как и все остальные.Мне очень нравится Ваш сайт,нахожу все что меня интересует.Спасибо.
Спасибо вам большое, Иван. Ваши слова вдохновляют на написание новых статей 🙂
все мы разные, но при желании понять другого довольно легко — достаточно поставить себя на его место
Вот и я не пойму, что у меня преобладает больше. Память у меня зрительная, человека могу узнать по прическе или походке ( с дальнего расстояния). Слышу тоже все,и что творится в квартире снизу. И пока не понюхаю и не потрогаю например хлеб или фрукт, не покупаю и совсем так. Но писателем себя не назову вообще. Можно попробовать провести маленький опыт, описанный выше. Спасибо за интересную статьи и возникшие мысли в голове, стало интересно!
Диляра, и вам спасибо за такой интересный отзыв))
не могу твёрдо утверждать, что ко мне применимо какое-то из этих определений. Есть во мне аудиал, но и потрогать, а также взять на запах — считаю важным, да и посмотреть глазами не против.
Так я и пишу о том, что в нас «всего понемногу», но обязательно есть и преобладающая репрезентативная система